Российские ритейлеры отчитались за I квартал, что позволяет сравнить их по ключевым операционным и финансовым метрикам, чтобы определить лидеров и аутсайдеров.
Одним из ключевых показателей, который влияет на инвестиционную привлекательность акций ритейлеров, является темп роста выручки. Здесь явное лидерство удерживает дискаунтер Fix Price, который за год вырос почти на 30%. М.Видео и Детский мир также показали двузначные темпы роста, в том числе за счет высокой доли онлайн-продаж, о чем будет сказано чуть ниже. Традиционный продуктовый ритейл демонстрировал более скромные темпы роста. Лучше других здесь смотрится X5.
Ритейл может расти за счет увеличения торговой площади и роста продаж в уже открытых магазинах (LFL-продажи). Третьим драйвером, который в полной мере проявил себя в 2020 г., стали продажи через онлайн-каналы. Вклад онлайн-продаж в рост выручки на диаграмме ниже рассчитан, как отношение прироста онлайн продаж в абсолютном выражении ко всей выручке предыдущего периода.
Самый существенный рост торговой площади наблюдается у Fix Price. Дискаунтер расширяется за счет открытия новых торговых точек, которые достаточно быстро выходят на целевой уровень выручки. При этом LFL-продажи также растут двузначными темпами, что говорит о хорошей динамике продаж в уже существующей торговой сети.
Читайте также: Разбор Fix Price перед IPO. Не самый дешевый дискаунтер
Также экспансию поддерживают X5 Retail Group и Детский мир. Несмотря на то, что фокус компаний постепенно смещается в онлайн, они продолжают открывать новые магазины и наращивать долю оффлайн рынка. Вообще динамика Детского Мира выглядит наиболее сбалансированной по факторам роста.
А вот М.Видео полностью переключился на онлайн. По итогам 2020 г. доля продаж через онлайн-каналы составила 66,8%. За год продажи в этом сегменте выросли на 62,8%, обеспечив рост выручки на 29,2%. Компания не публикует показатели LFL, но, судя по цифрам, падение оффлайн-продаж составило 18,9 млрд руб. или 29,1%. Преобразование ритейлера в торговую интернет-площадку может продолжиться в 2021 г.
В целом направление онлайн растет впечатляющими темпами. Трехзначные показатели роста Ленты, X5 и OKEY связаны с эффектом низкой базы и в будущем будут замедляться до уровня М.Видео и Детского Мира.
Магнит начал разработку проектов в онлайн-сфере только во II полугодии 2020 г., поэтому базы для сравнения пока нет. По оценке компании, экстраполированная годовая выручка от онлайн-проектов составляет 4,1 млрд руб., что составляет всего около 0,02% выручки за 2020 г. В традиционном ритейле Магнит показал самые высокие темпы роста LFL-продаж.
Читайте также: Как анализ LFL-продаж помогает при оценке акций ритейлеров
Fix Price не считает удаленные каналы продаж приоритетным направлением для развития в своей нише, хотя и предоставляет клиентам сервис для заказа товаров через сайт. Доля таких покупок в общей выручке не публикуется. Можно предположить, что она незначительна.
Явными аутсайдерами по всем показателям являются Лента и OKEY. Компании управляют широкой сетью гипермаркетов, которые уже не пользуются такой популярностью у покупателей, как это было несколько лет назад. Сегмент гипермаркетов постепенно уступает свою долю рынка другим торговым форматам.
Важным направлением развития для Ленты являются онлайн-продажи. Их доля всего 3,6% и потенциал для роста здесь довольно большой. При этом в стратегии компания также делает акцент на расширении торговых площадей за счет новых супермаркетов и магазинов у дома.
Для OKEY сейчас ключевым драйвером роста выступает сеть дискаунтеров «ДА!», выручка которой выросла в I квартале на 27%. Доля «ДА!» в выручке OKEY составляет около 17% и будет постепенно расти. Ограничивает экспансию дискаунтеров высокий долг компании, который не позволяет вкладывать достаточно средств в открытие новых торговых точек.
При этом стоит отметить, что эффективность использования торговых площадей у Ленты и OKEY самая высокая. Выручка на 1 кв. м около 70 тыс. руб.
Выводы
Фикс-прайс показывает наиболее высокие темпы роста за счет перспективной рыночной ниши. При этом в текущей стоимости уже заложены достаточно высокие ожидания по дальнейшему росту, которые будет не так просто реализовать на практике. В будущем темпы роста могут снижаться.
Аутсайдерами выступают Лента и OKEY. В то время как у Ленты есть все возможности для улучшения показателей в ближайшем будущем за счет смещения фокуса на более выгодные ниши, для OKEY ситуация складывается более сложная из-за высокого долга.
Безусловным лидером по онлайн-продажам выступает М.Видео. При этом оффлайн выручка ощутимо снижается, что может быть обусловлено смещением предпочтений покупателей в пользу удаленных покупок. Совокупная выручка может замедляться
Наиболее сбалансированная структура роста выручки у Детского мира. Компания показывает достойные результаты и может сохранить темпы роста.
В традиционном ритейле пальму первенства удерживает X5 Retail Group. Значительный вклад в рост доходов по-прежнему вносит расширение торговой сети. В ближайшие годы все большее влияние на показатели будет оказывать онлайн-сегмент.
Купить акции ритейлеров
Источник: Bcs